Вокруг Баренца

Пешком по Осло

Потаённые струны

Смешиваясь с общим шумом, или, наоборот, выделяясь из толпы, звучат мелодии города: иногда как грохот обрушивающиеся на голову, а иногда едва уловимые. Они заставляют идти в такт, свернуть в другую сторону или остановиться, чтобы прислушавшись попытаться найти источник. 
На открытом балконе Гранд Отеля рука одного из постояльцев в такт подхватывает знакомую мелодию гениального Вивальди, подарившего хлеб музыкантам всего мира. Дальше танго, пускающее в пляс пары, венгерская рапсодия, поражающая скоростью и романтический "Титаник", который заказывают на бис еще и еще… На этот концерт под открытым небом не забронируешь билет заранее, но мы оказались в первых рядах. 
Музыка что-то делает с нашей душой: помогает мечтать, вспоминать, радоваться, плакать, отвлечься и взбодриться. И пока это продолжается, мы будем слушать, играть, учиться и учить, ходить на концерты, останавливаться и, возможно, менять своё направление. 
Такого специально не придумаешь, но мы трижды, в разное время, встречали Кристиана, скрипача из Польши, который с пяти лет постигал секреты мастерства, чтобы так запросто, ориентируясь на свою внутреннюю музыку и заглушая все шумы вокруг, несмотря на звон колоколов и рёв пролетающих мотоциклов, выводить смычком мелодии, затрагивающие какие-то внутренние и потаённые струны. Откуда приходят эти мелодии и рифмы? Что их пробуждает? Как рождается то, что касается слушающих? Для таких концертов нужны солнечные очки: за тёмными стёклами которых можно сидеть и слушать с грустными глазами, хочешь, закрой их ненадолго, и никто ничего не заметит… Струны души – не просто выражение, а настоящий запрятанный и невидимый глазу механизм.

Grefsenåsen

Когда ноги стёрты со всех сторон от ежедневных двадцатикилометровых подъёмов и спусков, только кроссовки позволяют двигаться дальше, ведь лучшие виды открываются обладателям этой спортивной парочки!
Цепляясь за оголённые корни-ступени мы поднимались по тропе виляющей между деревьев. Идти в гору по лесу, собирая малину и чернику – одно удовольствие! Это место можно было бы назвать парком, только скульптуры здесь – деревья, лестницы – их корни, а смотровые площадки – огромные выступающие скалы. Такой крутой подъём вознаграждается тихим и спокойным озером Trollvann, в которое можно плавно спуститься по песчаному берегу или с разбегу сигануть с понтона! Поднявшись еще выше открывается вид на Осло, откуда видно и трамплинную гору Holmenkollen и полуостров Bogdøy, которые мы оставили на следующий раз...

Связь поколений

По внутреннему и внешнему радиусу площади парка Вигеланда можно не раз кружить замечая новые ракурсы и рассматривая композиции, где смерчем закручиваются жизни и поколения. Поток жизни застыл в мраморе объединив разные возраста: младенчество, юность, взросление, зрелость и старость, и отношения: общение, забота, назидательный разговор, взаимопонимание, отстранённость, дружба, игра, любовь и братство. Выраженные в скульптуре чувства человека становятся еще ближе и понятнее благодаря своим осязаемым пропорциям – мы ожидали, что произведения Вигеланда будут крупнее, и были удивлены, что они на самом деле почти в натуральную величину, возможно это наша русская черта – представлять себе всё в большем масштабе. Такое же впечатление ожидало нас в национальной галерее Осло, небольшие, но насыщенные впечатлениями разноцветные залы которой стали отличным местом, чтобы укрыться от дневной жары: от классический норвежских пейзажей веет свежестью, спокойствием и простором, и только в зале Мунка учащённые сердцебиения и жаркие вздохи поклонников накаляют атмосферу. Здесь свой Левитан, Куинджи, Репин и Перов. Моне, Сезанн и Ван Гог тоже имеются…

прогулки

Улочки перетекают одна в другую. Низкое вечернее солнце блестит отражаясь в окнах, удлиняет и вытягивает тени, подчеркивая фактуру старых домов, с которыми гармонично соседствуют современные здания. Внешне, о том, что некоторым домам по несколько сотен лет, совершенно не скажешь, их выдают только кованые завитки цифр на фасадах. 
Набережную Осло активно перестраивают и когда-то бывшие портовые зоны становятся новыми районами из дерева, бетона и стекла: Tjuvholmen, Barcode и прямо за Оперой совсем новый Sørenga, деревянные настилы которого усыпаны отдыхающими, загорающими и с брызгом ныряющими в морскую воду. 
Помимо морской набережной активно изменяется и берега реки Akerselva, которая извиваясь и падая водопадами протекает через город. Здесь старые кирпичные территории фабрик и заводов преображаются и наполняются новым: академия искусств Осло, район Vulkan, рукотворная заводь для купания в Nydalen. 
Скандинавский дизайн хоть и считается сдержанным, но в то же время содержит смелые линии и решения.

Летний чай

Растительный мир в миниатюре, где каждый сможет найти своё растение, цветок или дерево. Прекрасный и совершенно свободный для посещения Ботанический сад – настоящий подарок для жителей и гостей Осло. Один из уголков этого удивительного места называется "Бабушкин сад", где на грядках лекарственные травы, знакомые с детства, и всё то, что растёт на каждой даче – вплоть до созревших зёрнышек кориандра и тмина. Запахи навевают воспоминания. Потрёшь маленький пушистый листик мяты и сразу чувствуешь запах лета, когда солнечные блики играют в тени яблоневого сада, а в резных тенях – прозрачные капли красной и виноградные гроздья чёрной смородины. Запасы душицы и чабреца будут высушены под крышей и в тканевых мешочках отправятся с нами на север. Позже это сочетание в горячей чашке чая напомнит о ярком цветении душистых трав, с которых тяжело слетали нагруженные шмели и о тепле, идущим сверху и парящим от прогретой земли. Душица расскажет о солнечных, фиолетовых от цветения, холмах, а чабрец - о полях. 
Под стеклянным колпаком оранжереи жарко и влажно – пальмам и кувшинкам там хорошо, а для нас – северян, уже слишком… Туда, наверное, хорошо приходить погреться в холодную погоду. Неудивительно, что своими карликовыми берёзками, мхом, камнями и брусничником нас порадовал кусочек северной земли Finnmark – всё как дома! 
Природа – особенно трепетная гордость Норвегии, и это огромный труд и талант – сохранять такое невероятное количество видов растений в одном саде, который смотриться так естественно, будто всё тут растёт само собой. Множество дорожек и тропинок петляют по разнообразному рельефу, здесь есть свои секретные уголки, водоёмы с рыбками, водопадами стекающие по камням ручьи, удивительно цветущие кусты и романтичные зелёные арки. Можно отдохнуть на полянке для пикников, посидеть в беседке или устроиться на лавочке. Каждый подъём и поворот – маленькое путешествие – всегда оказываешься в новом месте!

Над городом

Нетронутая природная красота, каменные скалы и буйная растительность объединились с рукотворными скульптурами и арт-объектами. Ekebergparken – парк в стиле норвежской жизни – крутой подъём в горку по узкой тропинке с открывающимися по пути видами и панорамами. С каждым шагом поднимая себя над городом, идёшь по дикой протоптанной тропе и, под ногами пропуская муравьиный трафик, смотришь на растрескавшуюся кору слева и мерцающие огни города справа. А пройдя дальше неожиданно сталкиваешься со скульптурами прячущимися среди деревьев. Вдали открывается панорама Осло-фьорда, и несмотря на месяц ежедневных прогулок, подъём на эту гору дался нам нелегко, а мы то думали, что вполне натренировали себя! Здесь хорошо побывать в последние дни посещения города, когда основные направления исхожены и узнаваемы, присесть на скамеечку и разглядывать новые ракурсы, соединяя исследованные районы и пройденные маршруты воображаемыми линиями. Конечно же до верхней точки можно доехать, но поднимаясь понемногу приходит особенное чувство – такое колесо обозрения, которое ты крутишь своими ногами.

Обратная сторона заката

Закат, отражающийся в огромных окнах, менял белый оттенок мрамора на сёмужный. Тень, надвигающаяся с воды, съедала айсберг здания норвежской оперы. Этот день таял на глазах, неуловимо перемешивая ягодное небо сочетанием розовых и фиолетовых слоёв.

Ежедневное общение с удивительными людьми – будто находка драгоценных камней, как наблюдение за птицами или рассматривание творений, но не присваивая их себе, а лишь любование – поймал и отпустил плыть дальше. Мы видели настоящих героев: смелых, ответственных, чутких, помогающих многим, пришедшим на север с разных концов земли – это вдохновило нас. Мы видели нуждающихся, потерянных, пытающихся выкарабкаться, отчаявшихся, выживших, живых, необыкновенных – это научило нас сострадать.

Этот месяц в Осло сделал невероятное в нас, он будто зашлифовал трещинки, заполнил иссякшие резервуары, зарядил батарейки. Возможно это найдёт отражение в дальнейшем творчестве и в нас, но пока мы не готовы открыться полностью, и, как северные жители, оставим многое внутри себя. Скажем только то, что каждый день – уникальный подарок!

Путешествия закаляют. Собираясь в дорогу, каждый раз понимаешь, что для жизни нужно минимум вещей, и дальний путь – словно переход в другой мир, в который ничего не унесёшь, останется только то, кто ты есть, надежда и доверие следующему дню.